Надо сказать, что с младенцем поездка становится гораздо сложнее и дороже. Появилось множество требований, от которых раньше я бы рассмеялся. Начиная от быстрых перелётов и заканчивая наличием ванны. Но тут уж ничего не поделать.

Я бы сказал, что всё путешествие оказалось очень большим везением: нам везло везде, где могло и где не могло. Я долго выбирал место базирования (хотел у океана в тишине) и повезло найти именно лучший вариант. Прокатная машина была отлично укомплектована, в ней было всё, включая навигатор, который я не заказывал, но без которого было бы гораздо сложнее. Погода была лучше даже обычных прогнозов для Алгарве: хозяин дома рассказывал, что до нас были дожди и холод, закончившиеся прямо перед нашим приездом. Кстати говоря, когда мы возвращались в марте, то погода там испортилась. Повезло даже с тем, что мы вернулись в самом начале эпидемии коронавируса. Уже через неделю с возвращением были бы большие проблемы, а через две - возвращение было бы почти невозможно.

Забавно, но тотальное везение обрамлялось серьёзными казусами: из всех четырёх рейсов, запланированных для перелётов туда и обратно, только одним удалось воспользоваться. По прилёте во Франкфурт из Петербурга нас так долго (и, мне кажется, нагло) обыскивали, что мы опоздали на следующий рейс, пришлось купить новые билеты, чтобы долететь в тот же день. По пути же обратно мы, уже упакованные и готовые, прибыли в Лиссабон, а рейс во Франкфурт отменили из-за заболевшего тем самым коронавирусом на борту.

Итак...

Дом, где мы снимали квартиру. Маша, Сева в коляске, наша безотказная синяя машина. Коляску покупали специально для перелётов, но она оказалось не по душе Севе и непригодна для булыжных мостовых, а булыжных постовых в Португалии очень много.

Вид на океан со двора, дорога к нему, которая занимала 15 минут ходьбы, океан. Да, я хотел жить у океана. И это было незабываемо. По возвращении мне в шуме машин за окном продолжал мерещиться океан.

Маша и океан.

В общем, мы забрались в глушь, как и хотели: деревня Аррифана (Arrifana) неподалёку от городка Алжезур (Aljezur). Город в 15 минутах спуска с холма, в нём почти ничего нет, но есть супермаркет со всем необходимым и длинными рядами вина, Лиссабон в 400 километрах на север. Горы в 100 километрах на восток.

Гостиная нашей квартиры. Камин использовался для отопления. Похоже, строители делали трубы впервые: они сделаны в виде раструба, и когда дул западный ветер, то дым весело вдувало обратно, забивая всю комнату.

Первые пляжи. Надо сказать, что вокруг десятки пляжей. Мы начинали с ближайших и до последних дней поездки легко находили пляж неподалёку, чтобы съездить днём развеяться.

Миленький городок Лагуш (Lagos) неподалёку. Там мы были несколько раз. На этот раз висели апельсины, а в последнюю поездку апельсины уже расцвели.

Одна из первых "далёких" поездок к океану по серпантину. Океан ошеломляюще красив. Он огромен, он гремит. Вздымающаяся огромная масса воды при взгляде сверху кажется бездной. К этому сложно привыкнуть окончательно.

Портимау (Portimão). Надо сказать, что в этой части Португалии практически нет никаких культурных или исторических мест. Я это знал, и меня это особо не смущало. Понятно, что летом для туристов всё вокруг начинает бурлить, на берегу продают печёную рыбу и так далее. Но нам повезло быть там вне туристического сезона, как мы и хотели, и мы видели Португалию, как она есть без туристического чада (хотя, Лиссабон даже тогда был люден). Портимау, хотя и очень большой город по местным меркам, совершенно неинтересен для посещения. Там есть пляж, но кого удивишь пляжем в Алгарве? "Дерево" - это засохшее соцветие агавы.

И вот, после спокойного и размеренного пребывания в Алгарве, мы вдруг поехали в Лиссабон. Отпуск в отпуске! Лиссабон бурлит, там азулежу, там улочки и холмы, шум и резвые автомобилисты.

Опять же, нам повезло заселиться в отдельный двухэтажный дом. Дом находится на крохотной площади, на которую надо "взлетать" по узкому въезду, я на это не решился. Из окон видно собор Висента.

Пробковые дубы. Португалия - мировой лидер производства пробки. Так что Португалия с вами в большинстве винных бутылок. Кстати, вино там отличное и его очень много. Наверное, не меньше, чем во Франции.

Невероятной смелости рыбаки. Наверное, они уже привыкли, но мне с непривычки даже подходить было страшно. И церковь. Это крепостная территория недалеко от городка Сагриш (Sagres). Тоже неплохой городок. Вообще говоря, тут все неплохие городки - именно маленькие.

Как-то раз с окружающих холмов в океан начали лететь клочья тумана, смотрелось как нечто сверхъестественное. Туман рекой вливался океан, так что под конец мы вместо океана воды видели океан облаков. Специально поехал в ближайший магазин (полагаю, за вином), чтобы больше увидеть это чудо.

По пути в Моншик (Monchique), который находится уже в горах. Я впервые здесь попал на вполне лихой "серпантин". Когда ехал сюда в первый раз, было слегка страшно: мне казалось, что я не помещаюсь на дороге, ехал медленнее всех. Потом мы приезжали ещё раз, я уже привык водить и наоборот многих догонял.

Кстати, в Португалии движение именно такое, как описывают: невероятное смешение некоей дерзости и резкости движения и крайне учтивого поведения по отношению к окружающим. Никаких агрессии и клаксонов.

Когда я взял машину в Лиссабоне и выезжал из подземного паркинга, я был в ужасе: я в полной мере осознал, что вообще не умею водить, я едва вспомнил, где педали, в последний раз водил несколько лет назад. А впереди был выезд в самый центр столицы с их жуткими круговыми перекрёстками. И я уверен, что я "тупил" на дороге отчаянно, но замечал, что меня просто пропускают.

Что-то вроде типичного ужина. Рыба "кавала" (cavala), запечёная на гриле, странные фрукты на пробу, овощи.

Да, у нас был балкон с грилем, и там побывало многое: рыба, сосиски, опять рыба и так далее.

Рыбы там много, но зачастую она дороже, чем в Петербурге. Мы чаще всего покупали два вида: "кавала" (cavala) и "карапау" (carapau). У нас она настолько редка, что и названий нет. Можно её назвать "макрелью", но это не совсем верное название.

Мы неспешно пересекли экватор поездки. На этот раз оказались на плаже около Замбужейры (Zambujeira). Пляжи Португалии - одни из самых красивых в мире, но, к счастью, недооценённых.

Из спортивного интереса я занимался тем, что пытался искать ракушки: уже знал, когда наибольшие отливы, наконец-то научился по Луне определять их фазу, и исследовал всё новые места, пытаясь понять закономерности. Надо сказать, что ракушек на берегу очень мало. На южном берегу Алгарве ещё можно найти ракушку чуть меньше ладони, но на восточном, ближнем к нам, - только мелкие простые ракушки. Наши экземпляры из Бретани гораздо внушительнее по размерам, но португальские ракушки заняли своё почётное место в новой части коллекции.

И тогда уж совет искателям: не надо искать в камнях в надежде, что там что-то застряло, либо не дотянулись ленивые туристы. Как ни странно, найти крупный экземпляр на глади песчаного пляжа прямо под ногами гораздо проще.

Всеволод обедает.

Гулящие по пляжу улитки. Наверное, для них это огромные поля, по которым бредут такие же грациозные и одинокие их соотечественники. Не знаю почему, но улитки там устроили массовый забег. Причём, все принципиально ползли в разные стороны, хотя вроде как должны быть общие принципы: к воде, от воды, либо как-то ещё.

Карнавал в городе Лоуле (Loule). Это один из самых больших карнавалов, мы на него ехали специально. Карнавалы тут - это не то, чтобы развлечение для туристов: они проводятся давно, для своих, даже в небольших городках, да и сезон не туристический. В дни карнавала почти всё закрыто, что-то вроде официальных выходных.

Попали уже случайно на свой фестиваль в городке Пaдерн (Paderne). Карнавалы чем-то похожи на Масленицу: тоже ряженые, тоже перед Великим постом, к ним готовятся взрослые и дети.

Поле артишоков и аисты. Аисты в Португалии встречаются, но тут их было действительно много. Причём, на поле по другую сторону от дороги паслась стая цапель.

А вот и снова Лагуш, те же апельсины уже расцвели, цветочный запах витал по всему городу. Необыкновенное для туриста ощущение, что мы провели так много времени, что застаём уже перемены в природе.

Перед перелётом домой мы заранее переселились в Лиссабон. Поселились мы в отвратительный, надо сказать, отель, но зато из него обнаружили прелюбопытную деталь: в центре двора - курятник. Натуральный курятник, с курами и петухами. На минуточку, отель находится в центре Лиссабона, район Байру Алту (Bairro Alto).

8 Марта, они его отмечают довольно отверженно и, мне кажется, как-то ближе к корням. Всевозможные плакаты про аборты, домогательства и прочее.

Посетили знаковое место среди пригородов Лиссабона: вилла семейства Регалейра (Quinta da Regaleira). Последние дни, по приезде в Лиссабон, мы постепенно погружались в шум города, привыкали к толпам людей, к скорости и бегу. Тут мы приобщаемся к высокой культуре паркового искусства. Весь этот парк довольно новый, сделанный на рубеже XX века для увеселения знати.

И скоро мы вернёмся обратно: к коту, к суете, к грядущему капитальному ремонту, где я приму деятельное участие, к надвигающемуся карантину. Тоже неплохо.

Но ещё долго в шуме машин мне будет мерещиться океан, а нас будет выдавать стойкий загар.