Первым я посетил Римско-Католический Собор Святой Девы Марии Лурдской,
который прячется в Ковенском переулке. У храма есть свой сайт:

http://notredame.catholic.spb.ru

Всё, что написано на сайте пересказывать не буду, лишь прокомментирую: да, довольно симпатичное здание, спрятанное от шума Невского проспекта. И я бы не сказал, что внутреннее убранство смотрится неполно. Всё довольно аккуратно и закончено.

Приехал слишком рано, поэтому прошёлся, посмотрел. У скульптуры Христа молилась женщина в платке, на стендах - газеты, объявления, на ступенях - проф. нищий. Глаза его были печальны и выглядел он как продавец ненужных мне вещей: "эх, ничего не хотите купить; ладно, воля ваша". Беззлобный и не обиженный ни на кого - довольно необычно, насколько я могу судить. Даже понимаю его внутреннюю эйфорию: солнце, остатки лета, тёплые ступени, пыль дороги, новые лица... :)

В боковую дверь зашла мать новорожденного (для крещения?) с родственниками. Радостные лица. Отсюда и далее было очущение, довольно забавное: "выпадение из регламента". Было видно, что поведение людей - взгляды, жесты, улыбки, - всё подчиняется правилам и даже понятно каким. Но при этом для них правила - истина, для меня - ничто, т.е. я знаю о них, но не считаю истиной. Скажем, в театре артисты и зрители играют: актёры представляют, что они - часть спектакля, зрители представляют, что спектакль - часть жизни; и все они - в этаком фантазийном порыве. А тут-то другое: для них это - настоящее, для меня же - нет. При посещении православной службы это очущение не так ярко: православие более знакомо.

Сама месса (в молитвенной части) - множество ритуальных действий: по колокольчику молимся, встаём, садимся, встаём на колени, читаем молитвы. Выпадение из регламента очущалось ясно.

Запомнилось пение под орган: довольно красивое. Причём, песни поются в мажорном ладу, а не в минорной пентатонике (вроде), как в православных церквях. Запомнился звонкий голос певца и почему-то вспомнились проповеди новых евангелистов с почти попсовыми мотивами. :)

И вообще, всё настроение передавалось больше "мы пришли сюда порадоваться и пообщаться с сотворившим нас Богом, за что ему и спасибо". В православных службах более мрачно: "о Боже, за что мы страдаем? Уменьши страдания наши или хоть прими в лоно твоё, т.е. убей быстро и безболезненно". Хотя, в православии страдание Христа воспринимается как страдание, а вот в католицизме - как некий подарок человечеству, за который человечество радуется - немного аморально. Или аморально только с точки зрения православных догм? То же ритуальное "вкушение плоти и крови христовых"...

Приятно порадовало то, что священник в середине мессы поговорил с прихожанами мирским языком о текущей жизни (церкви, разумеется). Звучали, по-моему, слова о единении всех церквей Христовых. К сожалению аккустика зала не способствовала тихому голосу Отца и под конец я смотрел на убранство.

Я был удивлён тем, что увидел там своего лектора из института. Никак не ожидал. Эх, Погодин. Оказывается, он католик...

И, разумеется, гвоздь программы. В начале мессы пришёл какой-то молодой подонок, радовавший меня всю программу. В грязнейшей футболке, в семейных трусах (или это шорты, в кедах), не бритый. Взял газету, не кинув за неё деньгу, сел. Снял кеды, поставив ноги в грязнейших носках на доску для коленей (под скамьями стоит дощечка, т.к. часть молитвы проходит на коленях). Немного помахал ногами. :)) Начал читать. К слову, он читал всё время мессы, шуршанием газеты прямо разрывая тишину в зале, замершем в поклонении Богу. Он лениво вставал, когда все вставали, сидел. Листал. :) Под конец он вставал, не прекращая читать. И в завершение он просто сидел, пролистывая новости церковной жизни. Я был в восторге: вот это самоотречение! :)))) Под конец он положил газету обратно и ушёл.

Я вот сейчас думаю: возможно, некоторые из прихожан сознательно позволяют себе верить в Бога. Ведь по сути, что там происходило - это неплохой сеанс психотерапии. Желающие исповедовались. Все стояли и вместе пели, очущая себя со всеми (человек - существо из стада и любит стадо!). Под конец даже приветствовали друг друга и пожимали руки. Церковь отождествляется с тишиной и покоем, в ней звучит музыка и пахнет мирром. Там никогда не ругаются и священник всем улыбается (тут я уточню: католический священник:).

В конце концов, человек когда-нибудь, да понимает, что вся его жизнь - это образы, впечатления. И что большинство из них - вымысел. Так почему же не поверить искуственно в один из них, если это настолько успокаивает душу. Этакая манипуляция собой подсознательным.


Думаю, в неделю уложить все бега не удастся: сегодня никуда не иду. Но обязательно продолжу. Наверное, многое в проповедях других конфессий будет похоже: оно так и должно быть, ведь все методы психотерапии схожи (это если цинично подойти к религии).

А ещё подумалось: возможно, тяга к церкви - к её покою и простым объяснением жизни, - это необходимость в тяжёлые времена. Или в тяжёлой жизни. Например, если весь день проходит в тяжёлом труде, в ругани и холоде. И если всё общество перестанет бояться (Бог - как средство устрашения) и станет хорошо и тихо жить, то церковь отпадёт как исчезли конюшни с лошадьми из городов. Вся религия уйдёт в каждого человека: он сам сможет себя очущать, успокаиваться и не очущать одиночества. Да и христианство на это подталкивает: Христос-то - он в каждом.