Вступление

Бретань находится на западе Франции, омывается сверху Ла-Маншем, снизу - Бискайским заливом. За 2 недели мы объехали половину Бретани, начав и закончив в Ренне. Всего получилось около 700км, выглядел маршрут примерно так:

Основные города и деревни: Ренн , Динан, Сен-Мало, Сен-Бриё, Мюр-де-Бретань, Ванн, Рофшор-ен-Тер, Пампон.

Кстати, в поездке я пытался даже вести дневник! Настоящий дневник путешествия, который иногда, вечерами, полными усталости и дождя, превращался в обрывочные записи. Но я пытался, и его записи будут включаться по ходу повествования, отмеченные курсивом. Что ж, покатили.

3 июня: Париж и переезд в Ренн.

Среди бескрайних будних дней я вспоминал ощущение перелёта на самолёте в далёкие края. И вот оно: синее небо, облака, крыло самолёта.

Под нами уже почти Париж, красивый и романтичный. Опять не в этот раз: проведём там пару часов.

P.S. Говорят, в Париже +12, видны густые облака. В СПб было +20. Удачное начало курортного отдыха.

Увидели парижский аэропорт: сначала нормально. Но потом спускаешься к поезду, где уже по-другому. Совсем по-другому.

К слову сказать, тут я зря экономил: можно добираться сначала на поезде RER до метро, потом на метро до вокзала Монмартра. Это долго, стоит аж €24 на двоих. Путешествие знакомит, конечно, со спальными и даже не совсем благополучными районами Парижа, но особой радости в этом нет. И ещё, по мере приближения к Парижу поезд набивается людьми до состояния полнейшей давки. Такси стоило бы около €30: без давки, быстро, удобно, с рюкзаками где-то в багажнике.

Дошли до вокзала Монмартр. Это совсем недалеко от Елисейских полей, что никак не чувствуется.

Открытие на вокзале: местные бегут к поезду после объявления посадки. Бегут, не взирая на то, что почти у всех - билеты с местами. Но не у всех: кто-то остаётся на лестнице и в проходах. Я бы мог купить билеты в Ouigo, где нет мест. И проиграл бы битву. Ouigo - очень дешёвый аналог SNCF, но буквально по 1 поезду в сутки.

Зато тут SNCF гоняет скоростные поезда, которыми славится Франция. Между прочим, Франция с Японией постоянно соревнуется в скорости своих поездов.

Доехали до Ренна и сразу побежали в велосипедную лавку "L'echoppe du deux roues", где я заранее забронировал два велосипеда. Долго общался с Пьером, даже пришлось менять билеты, чтобы успеть в его рабочий день.

Вот они, наши красавцы. Не сразу поверишь, что это велосипед для долгих поездок по холмам, но это так.

Вдоль этого канала мы помчимся завтра навстречу приключениям!

Ренн - красивый академический город: приличную часть жителей составляют студенты. Соответственно, дым коромыслом.

Мы приобщаемся к дыму коромыслом. Бретань - юдоль сидра. Потом мы узнаем, что местное пиво - посредственное, а "кукушон" пить вообще страшно. Но по части сидра они круты.

Лавку нашли. Смешную и страшную. В кадр не попала маска в виде куриной тушки.

4 июня: из Ренна на север.

Переночевав в съёмной комнате, пакуем вещи.

Это двор Фреда, у которого сняли комнату через AirB'n'B. Милейший дворик с огромными розами: да, Бретань утопает в цветах.

Удачно попали на рынок, где играла музыка.

Рынок - это всегда хорошо. Нельзя сказать, что это туристическое место, но обычно это нарядное место, где можно купить особенные съестные штуки от местных фермеров.

Решил просто сфотографировать сыроделов, был замечен той продавщицей: в итоге она отрекламировала и продала нам кусок отличнейшего сыра.

Под велодорожку выделена дорога, проходящая вдоль канала. Канал на своём протяжении всюду заперт подобными плотинами.

Про каналы и плотины: этот канал имеет штук 40 подобных плотин, если не больше. Видимо, так бретонцы некогда обеспечили себя водой. Мельницы встречаются, но не на этом канале. На каждой плотине есть домик смотрителя. Как и Прованс, Бретань аккуратно превращена в туристическое место, поэтому домики окружены цветами.

Вот она, польза покупки еды с собой.

Тут у нас клубника, анчоусы, прекрасный хлеб, сыр, пшеничное пиво и, вроде, черешня.

Рыболов.

Видны ирисы: их много на протяжении всего канала. Наверное, были когда-то высажены.

Нечто вроде свадебного автомобиля. Судя по фигуркам и надписям с другой стороны, скрепляют свои судьбы узами брачного союза пожарный и медсестра.

Довольно шикарный кемпинг на территории бывшей фермы.

Целый день вкручивали педали по велосипедной дорожке, чуть кони не двинули: грунтовка вьётся вдоль канала, туча подъёмов на мосты. Но красиво: коровы, барашки, изящные дамбы с домиками, утопающими в клумбах. Вдоль канала цветут ирисы, всё прекрасно.

В какой-то момент я понял, что по распечатанной карте никогда не найду кемпинг. Девушка в музейной лавке разложила тучу карт, всё отметила, карты выдала и пожелала удачи. Сейчас сижу в шикарном кемпинге, пью пиво и собираюсь читать эти карты.

Смешно, конечно: "подъёмы на мосты"... Тогда мы ещё ни разу не тащили велосипеды в дождь по серпантину в небольшую гору и не объезжали закрытые дороги в тот же дождь.

5 июня: на север до Динана.

Утро. Типичный наш быт на 2 недели вперёд.

Бретонские каллы - огромные цветы, величиной с голову.

Довольно необычные у них игры, у этих бретонцев...

Привал у ржаного поля.

Вдоль канала попадались иногда странные инсталляции.

Это артишок.

Известно, что Пётр Первый любил артишоки и хотел их выращивать в России.

Это не так важно, но я был бы против: огромная ботва ради нескольких не слишком вкусных соцветий.

Те самые огромные каллы.

Какой-то монастырь. Возможно, бывший.

Это деревня Леон около Динана.

Катим уже в Динан. Красивейшее место.

В Бретани есть участки, похожие на наши дачные. Сажают там картошку, клубнику, ставят всякие времянки. Очень похоже.

Доехали до Динана, гуляем по верхнему ярусу (крепостная стена, видимо).

Это кукушон - сугубо местный алкогольный напиток с добавлением мёда.

На вкус он довольно страшен, есть нотки "портвейна" от крымских виноделов. При том, довольно крепкий.

Бутылка ездила с нами несколько дней, пока я её не выбросил.

Ура! Меня действительно понимают французы! некоторые, правда, косо смотрят и переходят на английский. Но я не унываю.

Сегодня, как я думал, мы ездим мало, отдыхаем много. Так и оказалось, только наоборот.

Мы быстро доехали до города Динана. А потом долго бродили по непонятному городу в поисках еды: всё закрыто. То ли из-за воскресенья, то ли обеденный перерыв (до 17:00).

Попробовали местный "кукушон". Это что-то на меду с крепостью вина. Что-то знакомое во вкусе, нотки дешёвого пойла в духе крымских портвейнов меня насторожило. Дальше это пить опасаюсь.

6 июня: Динан - Сен-Мало.

Очередная дача и непонятные огромные цветы.

Всё как у нас: дача, берёза. Но на переднем плане - смаковница.

В Бретани климат настолько мягкий, что в открытом грунте растут даже какие-то агавы.

Добрались до Сен-Динара, где у нас кемпинг. Случайно оказались на берегу моря: приехали.

Итак, мы добрались до первой Большой воды: пролив Ла-Манш, песок, ракушки, солёный ветер, яхты.

Довольно странным образом мы поехали из Сен-Динара в Сен-Мало, об этом чуть ниже.

Вот первый вид на Сен-Мало, город такой далёкий и теперь близкий.

Оказалось, что на запруде того самого канала, вдоль которого мы ехали, есть гидроэлектростанция.

И в ней есть даже музейчик. Через большое стекло можно смотреть на машинный зал. Восхитительно.

Где-то там, ближе ко дну, в толщу воды бьёт огромный поток воды из ГЭС. И даже на поверхности вода бурлит.

Вживую смотрится завораживающе и страшно: это огромная толща шевелящейся воды.

Мы на том, что Маша окрестила "козьей тропой": через много километров пути по дорогам, шоссе и плотине, мы упёрлись в пешеходный маршрут с горками, лестницами, корнями и тропками.

Маршрут на 7км, но отступать было некуда. Доехали довольно быстро, кстати.

Неоднократно замечал, кстати: иностранцы зачастую трусливы до ужаса.

Я нашёл гуляющую чайку и пошёл к ней, расставив руки, со словами "Иди ко мне, чайка моя!".

У кого-то на лице было выражение ужаса. Боже ты мой, страшно же.

Вот вам ещё чайка.

Маршрут этого дня ещё раз показал во всей красе невозможность передвижения без подробной карты, GPS или хотя бы Интернета. И всего этого у меня не было.

Сначала мы доехали до Сен-Динара, оставив вещи в кемпинге. Потом надо было просто пересечь канал, чтобы оказаться в Сен-Мало. Оказалось, что единственная переправа находится сильно южнее: спокойная дорога вливается в приличную автомобильную "жилу", где машины мчатся в направлении плотины. Это было страшно.

Потом была плотина. Парень из музея ГЭС рассказал, что за плотиной есть тропа до Сен-Мало. Мы её еле нашли: оказалось, это пеший маршрут длиной 7км.  Ещё он рассказал, что на севере есть паром.

"Паром - это отлично", - подумал я. Мы проделали такой длинный и опасный путь, но обратно доберёмся за полчаса, просто переплыв с берега на берег. Мы взяли в туристическом офисе расписание работы парома, я спокойно и неправильно его прочёл, запомнив время последнего вечернего парома. После чего мы спокойно отправились гулять, есть и фотографировать...

И только вечером, за пару часов до заката, я понял, что никакого парома нет, это расписание для выходного дня другого месяца. И тут-то оказалось, что нам придётся ехать всё по той же дороге через плотину, страхи и ужасы. Оказалось, что сделать надо это сейчас и быстро, т.к. в Бретани очень плохое освещение дорог, а я в темноте искать кемпинг просто не готов. И мы ломанулись обратно. Но успели до закат, и то хорошо.

7 июня: Сен-Динар - Эрки.

Мы уже поняли, что в погоде в Бретани что-то не то: каждое утро начиналось с густого тумана и росы, оседавшей на палатку.

Т.е. каждое утро у нас была мокрая палатка, мокрые полотенца и туман.

Практически везде в поездке было ощущение, что города вымерли: только потом мы разобрались, когда работают рестораны, что отделения почты запросто работают по 2-3 часа в день. Люди попадаются только иногда.

Но красиво!

Как обычно: черешня, хлеб, киш, вода.

Вот этот брус - это меренга. Одна огромная меренга, которую ели в несколько заходов.

Обедали на лавочке с таким вот видом.

Как я уже сказал, путешествие на велосипедах может быть прекрасным.

Вся Бретань - это поля, пастбища, деревеньки и церкви.

Практически всегда мы вызывали любопытство у коров. Едешь так вдоль поля, а на тебя не мигая смотрят жующие головы.

Невероятная штука тех мест: ветер с моря гонит туман.

Причём, он несётся с большой скоростью и хлопьями. Выглядит так, будто на море что-то горит.

Нашли по указателям сидерию.

Прекрасное место: хозяин наливает на пробу 2 вида сидра и сок. Мы купили бутылку сока и бутылку сидра, уплатив за всё всего-лишь €6.

Высококлассная сидерия, не что-то там!

Волшебный и умиротворяющий вид из нашего кемпинга в конце сложного дня.

Вчера интересно скатались в Сен-Мало. К слову, Сен-Мало - это моя личная тайна, мечта и загадка: про него много бретонских песен, известных мне по прошлому увлечению "вроде как ирландским фолком".

Так вот, сначала мы доехали до кемпинга в Динаре, где бросили вещи. Потом ломанулись аж через плотину в Сен-Мало: просто посмотрите по карте, где Динар, Сен-Мало и плотина. Это был ужас какого-то шоссе, неожиданное посещение этой плотины, потом пешая тропа в 7км (пешая - это через лес, с корнями и лестницами).

Сен-Мало был хорош: я всё посмотрел. Мы нашли паром сразу в Динар, расписание которого нам, как оказалось, не подходит. И после всех проклятий дороги в Сен-Мало мы поехали обратно практически по той же дороге, объехав только пешую тропу.

Тезисы сегодняшнего дня:

1. Указатели велодорожек ужасны. Они вдруг исчезают. На каких-то перекрёстках их бывает 2-3 штуки в разные стороны просто потому, что пересеклась неведомая местная дорожка. Каждая ошибка - километров 10 в каждую сторону. Мы ошиблись раза 4.
  2. Компас не теряет актуальность.
  3. Французы помогают, а в этом им помогает хоть какое-то знание французского языка.
  4. Всё же лучше ездить с GPS, местным телефонным номером и Интернетом. Завтра же куплю карточку.
  5. Да мы чуть кони не двинули. Тут холмы и серпантин даже. В гору уже ездок тащит велосипед, на котором навьючено 16кг багажа.
  6. Начали чудить ноги: быстро выдыхаются, вместо усилия на педали - жжение и немощь. Надо же, надо изучить теорию спорта.

День был жуткий, я почти решил переделать маршрут: взять машину в прокат, либо просто вернуться в Ренн.

Мы не попали в форт Ла-Лат - единственное запланированное место.

Но было и хорошее: туманы, берег моря. Было "дымящееся море", когда ветер гонит с моря туман, который клубится и мчится как дым. Была вдруг найденная сидерия с вкусными яблочным соком и сидром. И сейчас - отличный кемпинг с большой палаткой, столом и настоящим матрацем. Не унывать!

8 июня: Эрки - Сен-Бриё.

Утренние бычки, вид из нашего шатра. Они, вроде, и не уходили никуда.

Туман, что ж ещё? Туман...

Крохотный порт Дауе, куда заехали утром.

Добрались до устриц: не то, чтобы мы их любим, но их же на берегу много, надо есть.

Заодно радовались тому, что наконец-то попали в открытое заведение.

Хорошо гулять в отлив по берегу, рассматривая "аквариумы", где задержалась вода.

Тут в воде ютятся крохотные актинии. Им можно подсунуть палец, они будут пытаться его схватить и затащить внутрь (так они питаются; не пальцами, конечно).

Заодно хвастаюсь установленным, наконец-то, поляризационным фильтром.

Впервые лет за 10 изменил конфигурацию своего Canon 400D: купил 16Гб памяти и фильтр.

Вживую смотрится невероятно и захватывающе: да, велосипедная поездка - это нечто.

Прощание с Ла-Маншем: это Сен-Бриё.

Мы едем на юг.

9 июня: Сен-Бриё - Сен-Мэё.

В очередной раз я запутался в дорогах. Встретившиеся бабули нарисовали мне карту.

Кстати, эти же бабушки сочувственно кивали, когда я рассказывал про нелепые указатели на велодорожках: оказывается, это действительно проблема. Одна рассказала, что Бретань вообще не получала денег от правительства на развитие велодорожек.

Карту они нарисовали, кстати, подозрительно крутую: на несколько деревень вперёд, с указанием всех поворотов и ориентиров. Странно ожидать такую крутизну в картографии от простых жителей. Может, они там скауты бывшие? Или партизаны?

Просто городоку по пути: Кентен.

Везде есть церкви, почти всегда мы в них заходили: там тихо, пахнет ладаном и отстранённо от суеты окружающего мира.

О, мы доехали до коз! Я планировал и мечтал об этом ещё дома, и вот - доехали!

Это ферма ангорских коз, из шерсти которых делают мохер - ценный вид шерсти.

У них есть экскурсии и магазинчик с очень сдержанными ценами.

Это козлы. Выглядят очень модно: длинная шерсть, чёлки на глазах.

Чем сложнее достать, тем ценнее.

Козлята этого года.

Соль и витамины, наверное.

Потоки умильности, короче.

Матери. Матерям интересно.

Наш экскурсовод.

Экскурсия оказалась бесплатной, потому что "всё равно я английского не знаю". Там ещё фильм показывают.

Маша и коза.

Спущенная ветка дуба - это фурор.

Козы уходят.

Это к тому, что там есть заброшенные дома, фермы и прочее. Обычное проявление обычной жизни.

Странно, что иногда забрасывают внешне приличные дома: там строят из камня, гнить и плесневеть особо нечему.

Иногда стоят заколоченные сказочные домики с каменным колодцем и балконами. Странно.

Удивительное по пути: в романе "Революции", который я читаю, главный герой родом из Runello, а тут Rouello. Вдруг так, неожиданно.

Названия в романе вымышленные. Возможно, автор ссылался именно на эту деревню. И чисто случайно я её нашёл.

Цветы, цветы, цветы...

Загадочный домашний кемпинг.

Сегодняшний кемпинг шикарен: несистемный, без стойки регистрации, это просто дом с лужайкой. Владелец ужинал с постояльцами, удивился мне и тому, что я что-то бронировал. Однако, тут всё нужное есть. И даже огромная душевая.

Это "Le Boterff Gites" около Сен Мэё (Saint-Mayeux), если кому интересно.

О, мы ж ещё были на прекрасной ферме мохеровых овец, которые оказались ангорскими козами. Специально записал их адрес, изменил маршрут для посещения. И не прогадал: козы прекрасны. Там есть небольшая экскурсия и магазин со сдержанными ценами.

P.S. Там я ошибался, только сейчас разобрался: у них только козы, козы ангорские. Но шерсть - мохер. Я спутал с мериносами, которые овцы.

Раз мне понравилась ферма, вот наводки на неё:

1. http://www.mohair-pays-corlay.com

2. La Garenne Morvan 22320 Le Haut Corlay

А вот кемпинг, уж очень хорош:

1. http://leboterff.com/

2. 2 Le Boterff D'en Haut 22320 Saint Mayeux Bretagne

10 июня: Сен-Мэё - Герн.

Возможно, зря я пишу по-русски: транслитерация очень условно отражает написание по-французски, знаток я небольшой. В итоге будет не узнать деревни на карте. Например, Сен-Мэё - это Saint-Mayeux, а Герн - Guern.

И потом, указание деревень условно. В этом же примере кемпинги были не в самих деревнях, а неподалёку.

Добрались до Мюр-де-Бретань.

Один из тех древних автомобильчиков Ситроен, которые до сих пор любят и в Бретани, и в Провансе.

Типичная утренняя охота за завтраком: за дорогой видна булочная.

В этой был шикарный выбор, кстати: местные пироженки, рисовая каша с клубникой и подобное. Съели на скамейке у здании мэрии.

Сен-Аньян.

Характерная деталь: в каждом городке есть церковь. И около каждой есть памятник жертвам обеих Мировых войн, иногда даже упомянуты жертвы других конфликтов.

Не помню такого в Провансе. Но бретонцы, похоже, умудрились воевать во Вторую мировую.

Рог изобилия.

В Бретани есть новая, очень молодая волна национального подъёма: они заново пытаются отстоять свои культуру, язык, праздники (и, похоже, суверенитет).

Рог используется осенью для праздника Kalan Goañv - кельтский праздник, похожий на Самайн. Год бретонцы делили на две части, этот праздник - переход к зиме.

Недалеко от Сен-Аньяна есть плотина, но мы поленились до неё ехать. Поэтому вот фотография местного музея электричества. В который мы поленились зайти.

Оказалось, бретонские настроения сильны в южной половине Бретани. Которую мы и пересекли.

Это бретонский флаг, за основу которого взят флаг США.

Хотя местные мне говорили, что наоборот. Или что говорят по-бретонски где-то в середине.

Заброшенная мельница, вроде. Мы едем вдоль очередного канала.

Впервые вижу надпись на бретонском.

Забавно, кстати: в самой посещаемой стране мира мало людей говорит по-английски. Запросто могут его не знать официанты, администраторы кемпингов.

Тут табличка на французском и бретонском.

Такую вот открытку нашли в Понтиви. И вопросы про местный климат сразу отпали.

Но, заметьте, местные постоянно утверждали, что у них отличная погода и что просто в эти дни какая-то хмурая аномалия.

Взгляните на открытку, там всё ясно.

Доехали до Понтиви: неплохой городок с крепостью. Но нас накрыл дождь на подходе к крепости. Пережидаем в местном типичном кабаке, пью скверное бельгийское пиво.

Оказывается, пара дней поездки от сен-Бриё до Сен-Мэё проходила с преимущественным подъёмом. Мы постоянно или вкручивали вверх, либо шли пешком. Я ещё думал, что ж так тяжко.

А от Сен-Мэё аж до Сен-Аньяна был сплошной спуск. От Сень-Аньяна до Понтиви - ровная дорожка вдоль канала. Спуск и ровная дорожка. Это мило. Это сказочно. Мы домчали вмиг.

Интересное из Сен-Аньяна: они вдруг начали отмечать кельтский праздник перехода от лета к зиме, который предтеча Самайна. Это была инициатива местной оранизации, продвигающей бретонскую культуру. Так вот традиция моложе некоторых моих рубашек: отмечают с 2013 года. Вообще говоря, это новая волна бретонского национализма.

Что любопытно, недалеко от Сен-Аньяна, на северном берегу озера, во время Второй мировой войны местный коллаборационист собирался делать столицу Бретани в составе Третьего рейха. Такие дела.

Любопытную вещь вспомнил по поводу еды: во Франции помешались на "продуктах bio". Формально, это продукты с некоторым ограничением на использование химии (что забавно: Францию традиционно обвиняют в чрезмерном использовании химии на полях). Так вот, эта приставка "bio" лезет со всех щелей. Теперь не просто пакет, скажем, молока - теперь это "молоко bio". Какой-нибудь ресторан на стенде может заявлять, что у них "гамбургеры bio". Я читал форум, где французы обсуждали расходы на еду, так они при перечислении состава покупок не ленились добавлять "bio" к каждому слову: "я покупаю яйца bio, молоко bio, иногда ещё говядину bio".

Порядка ради побежали смотреть замок, прямо в дождь. Всё было закрыто, мы ничего не поняли.

Когда я был в первый раз во Франции, то открыл для себя камамбер Le Rustique: настолько вонючий, что я часто упоминал его в рассказах.

Так вот, Le Rustique меркнет по сравнению с этим "Морбье": от Морбье вполне себе подташнивает. Этот запах даже не описать.

Купил себе пива местного: нефильтрованное, бывает даже умеренно вкусное.

Опять приставка "bio" на каждой бутылке и на упаковке.

Умеренно вонючий сыр. Повезло.

11 июня: Герн - Камор.

В поездку мы брали плавки: море же, солнце. Так вот, в первом же кемпинге мы залезли в холодный бассейн, после чего катались с мокрым скарбом, ни разу больше не использовав. Да, я забыл один момент: в Бретани всегда пасмурно, ночью спускается туман, а утром выпадает роса. Палатка, полотенца и плавки стали мокрыми, после чего так  снами и ездили. Только позавчера мы воспользовались сушилкой.

Вчера произошла развязка: во-первых, в Понтиви продаются открытки про погоду в Бретани. И намёк там однозначен: то бельё под дождём с подписью "оптимизм по-бретонски", то люди в дождевиках как "нудисты в Бретани". Короче, я был обманут: Бретань - страна дождей. А рекламы пляжей с детьми под солнцем сделаны, может, несколько лет назад. Когда зачем-то появилось солнце.

Второе, что произошло, - затяжной дождь, под которым мы гуляли в Понтиви и ехали в кемпинг. 16км по холмам. Это был необычный опыт: какой-то парень, стоя на балконе деревенского дома, желал нам удачи, я пообещал себе и Маше обменять палаточное место на домик, Маша же под конец пела песни.

В кемпинге же ад не окончился, а приобрёл праздничное настроение: под дождём стояли французы, ели, пили, радовались. Дали нам еды и пива. И сообщили, что мест в домиках нет.

Я побежал в приёмную: действительно, нет мест. С хозяйкой, под дождём, побежали смотреть, где ставить палатку. Оказалось, в Понтиви играет футбольная молодёжка. И всё в округе занято.

Но было весело: повеселились в толпе, обогрелись и посмотрели в баре, как на Чемпионате Европы французы лениво обыграли румын.

Лучшая часть любого холма: спуск.

В центральной и южной части Бретани очень сильно бретонское наследие. Большинство названий деревень, например, либо просто бретонские, либо обязательно дублируются.

Подъезжаем к Бьёзи.

Заброшенный каменный дом с каменным колодцем. Вообще, в Бьёзи делать нечего. А ещё там исключительно паршивый Интернет. Я чуть не час пытался найти то, что искал.

Вот зачем мы ехали в Бьёзи: около неё есть часовня Сен-Гельда. Красивейшее место.

Велодорожки вдоль каналов - это старые дороги, на самом деле.

Такие километровые столбы выдают прежнее предназначение. Надписи практически полностью стёрты, т.е. дороги были сделаны очень давно.

На канале Le Blavet много всяких электростанций.

Мы доехали до городка Бо (Baud).

Довольные пожилые люди прикатили на старых машинах, сели в круг и беседуют.

Гуляем по городу и замечаем, что слишком много людей вокруг. И всё прибывают.

Я спросил, что происходит. Оказалось, готовится пробег грузовиков.

Мы тоже встали и стали ждать.

И тут они покатили...

Медленно, с воем гудков (а гудки у некоторых очень громкие).

Под конец начало надоедать, мы двинули в магазин.

Очередной пример, что в этой части Бретани подчёркивают своё культурное наследие.

Это "пицца по-бретонски". Она на ржаном тесте, без помидоров. Зато с артишоками и спаржей.

1. Кататься с давлением в шинах 3,5Bar гораздо легче, чем с 2,0Bar. Я могу в не крутую горку ехать аж на 2-й передаче, а не тащиться пешком. Т.е. позади - сотни километров с грузом 17кг, по холмам, при этом на спущенных шинах. Зато спортивнее было: мышцы росли, глаза на лоб лезли.
  2. До того, как спустился на южную часть Бретани (в районе Мюр-де-Бретань), мне казалось, что бретонское наследие - просто уловка сувенирных лавок: нигде, кроме Ренна, не было бретонских флагов и т.п. Но на южной части влияние корней очевидно: названия деревень - явно не бретонские, либо на табличках у дорог французский вариант дублируется бретонским. В магазинах - блины и галеты (гречневые блины). В полях - рожь. сегодня в пицерии видели раздел "пицца по-кельтски": без помидоров и салями, зато со спаржей и артишоками. На ржаном, конечно, тесте.

12 июня: Камор - Киберон.

Устоявшийся быт в пределах велосипедного багажника: что-то просто едет, что-то сушится.

В городке Локоаль-Мендон решили весело раскрасить солдата на памятнике павшим воинам.

Мы заехали в сонную сидерию с сонной хозяйкой.

Велосипедный быт стал веселее.

В поездке нам постоянно везло на случайности и странные совпадения: то необычайные знакомства, то парад грузовиков.

Сейчас мы ехали к менгирам около Карнака, а нашли ещё более интересную штуку - дольмен Мане-Керионед.

С настоящими древними рисунками! Обвели их, конечно, недавно. Но всё равно впечатляет.

Можно только догадываться, о чём думали люди, ходившие здесь в те времена.

Это ведь были священные места. А сейчас можно просто прийти, посмотреть и пощупать.

Это уже менгиры около Карнака: довольно внушительная коллекция камней. Предполагается, что это были либо могильные камни, либо что-то вроде отметок знатных людей или родов.

Сначала я думал, как же так они стоят, вечные. И никто их не трогает все эти тысячелетия.

Потом пригляделся: рядом с этим полем у кого-то аж забор из таких же камней. Может, правда, это тоже часть комплекса (но почему-то не в виде памятника, а в виде огорода).

Отсюда не видно, но в кадре - десятки кроликов, удирающих от нас. И даже нора.

Это шикарное место находится по дороге на полуостров Киберон.

Сотни, сотни кроликов разных размеров. С ушками и хвостиками.

Вот ещё один, под веткой.

На самом деле, всё прозаично: тут истреблены хищники (хотя, лис я видел). И эти поля - охотничьи угодья.

Мы опять на море! Теперь Бискайский залив.

По дороге я почему-то думал, что уж тут-то тепло и мы поплаваем. Не поплавали.

13 июня: Киберон - Аррадон.

Показательная фотография: при всём обилии велодорожек тут очень мало "бытовых" велосипедистов.

Конечно, на велодорожках мы встречали других велосипедистов. Но почти все они - спортсмены. Обычных же городских велосипедистов там явно меньше, чем в Петербурге.

Вчера приехали к Бискайскому заливу. На подъезде есть луга, на которых бегают стада кроликов. что забавно. Не забавно то, что это вынесенная напрочь экосистема: хищники истреблены, а луга с зайцами - охотничьи угодья.

Начинает утомлять дождь: приехали вечером, посмотрели на берег, хотели утром поплавать. Просыпаемся, всё прекрасно, даже палатка сухая (что редкость). И тут зарядил дождь. А ведь надо ехать.

Почти доехали до ресторана с мидиями, как Маша неплохо разодрала колено: упала на дороге. Кстати, уже второй раз она падает, а окружающим плевать. Такой вот менталитет. Но не у всех: сейчас из отеля поблизости выбежала администраторша.

Отъелись мидиями. Но киш, всё же, лучше.

14 июня: Аррадон - Кроменаш.

Доехали до Ванна. Красивый большой город.

Даже с общественным транспортом.

Большой и красивый собор Святого Петра.

Устаревшая нотная запись.

Зашли в ресторан, решив "проехаться по части морских гадов и закрыть тему".

Немного ошиблись с количеством: взяли тарелку ассорти и пасту с морепродуктами.

Когда нам притащили эти два тазика, я даже спросил, не ошиблись ли они. Я ведь заказывал пасту.

"Она внизу", - радостно сообщила официантка.

Мы это ели часа два.

Музей древностей.

Это уже музей современного искусства. Там была выставка дизайнера Жан Боре.

Выставка настолько странная, что я сфотографировал кресло. Впрочем, основная идея всех полотен тут заметна: огромные холсты с голубыми полосами.

Прекрасное небо после дождя. Прекрасно хотя бы то, что именно после дождя.

Надоело местное пиво.

Переждали утром дождь в палатке, легко и быстро доехали до Ванна. Город оказался прекрасный: большой центр, улочки, есть даже общественный транспорт (sic! по ходу нашей поедзки мы почти его не видели). В Ванне мы посетили огромныйы собор, два музея, объелись всяческими морскими гадами.

А потом двинули в Кроменаш - последний город на море в нашей поездке. По пути опять пошёл дождь. Хорошо хоть, что дождь был не сильный Не так противно.

В кемпинге я решил опять попытаться вместо палаточного места взять домик. И тут случилось очередное случайное чудо: приехал владелец, весь в краске и в лохмотьях. Сказал, что готовых номеров нет. Поэтому выдал нам по цене чуть ниже самого дешёвого номера (т.е. за €40) самый большой: 3 комнаты, душ и туалет, куча мелочей и со стоимостью в €200 за ночь.

Нужно понимать, что такое просто крыша и тепло после полутора недель в палатке при постоянных дождях. Это обворожительно.

Неплохой кемпинг прямо у моря, вот он:

1. http://www.villagedecromenach.com
  2. Camping Village de Cromenach 56190 Ambon

15 июня: Кроменаш - Рошфор-ан-Терр.

Прощание с морем.

Берег завален раковинами всего того, что мы ели в ресторане: устрицы, мидии, какие-то улитки.

Как же нам повезло! Мы добрались до запланированного шикарного зоопарка Бранфере, и при этом была отличная погода.

Стоит дорого, €20 за человека. Но оно того стоит.

Итак, дальше идёт сотня фотографий ушастых, хвостатых и прочих.

Странные рыбы. Да и вода странная.

Просто фламинго.

Мы фотографировали фламинго, когда мимо нас проскакала настоящая карликовая кенгуру с кенгурёнком в сумке.

Это валлаби Беннета. И их там сотни кругом: валяющихся, ходящих. Их можно кормить, а некоторых даже почесать. Восторг полнейший.

Пока мы не набрели на лужайки, полные валлаби. И пытаемся дать попкорн первой кенгуру. Вообще-то остальные попкорн любят, а эта была пугливая.

Лемуры.

Впервые вижу ламу. И какая-то горлопанистая птица ещё.

Зоопарком это не назвать. Скорее, парк с животными. Хищники и крупные животные изолированы, но остальные запросто ходят вокруг.

Патагонские зайцы. С короткими ушами и длинными худыми ногами.

Из-за матери выглядывает голова кенгурёнка.

У них недавно сезон размножения начался.

Гусь. Гусей кормить можно было. Но они корм игнорировали.

Этот шипел и угрожал.

Это африканский клювач.

До сих пор стыдно: на самом деле, их кормить не надо было, хотя они явно к этому приучены. А мы кормили всех направо и налево.

Можно кормить только гусей, валлаби и коз.

Это ибис: очень забавная и настырная птица.

Опять же, кормить их нельзя было. Но странно, что они с таким упорством бегали за подачкой.

Маша с публикой.

Верблюды в своей части, огороженной каналом.

Венценосный журавль. Тоже довольно настырен.

В отличие от ибисов и клювачей, которые питаются рыбой, этот всеяден. Так что наш грех не так велик.

В отдельной большой клетке сидят всякие голуби.

Это голубохохлый венценосный голубь. Пришёл откуда-то из зарослей и принялся ходить вокруг.

Маша в процессе откорма очередного валлаби.

Малая панда.

Валлаби, по обыкновению, валялись в траве. Если подойти, они с интересом смотрели и благосклонно принимали еду. Некоторых можно было даже погладить.

Разморенный подросток.

Мать выглядит уставшей от своего чада. Чадо помещается в сумке только с торчащими наружу ногами. Минутой ранее оно вылезло, тут же передумало и с тех пор пытается влезть.

Памятники древности. Вживую выглядят как танки.

Олень со смешным носом.

Пингвины орут. Похоже на клаксоны.

Прокорм продолжается.

Усталый павлин бредёт к бару.

Антилопы гну.

Шикарная фотография. Очень горжусь.

Попкорна мы взяли многовато. Но тут дошли до "фермерского участка", где толпы коз проблему быстро решили.

Очень настырная коза.

Печальные ослы.

Свиньи какие-то.

Американские луговые собачки.

Дозор!

Рошфор-ан-Терр. Типичный милейший до приторности городок.

Очень красочный городок, прямо сказочный.

За красотой стоит кропотливый и долгий труд. Я неоднократно видел, как владельцы проводят в порядок свои газоны и дома.

Местная особенность: сидр они пьют из кружек.

Крайне кривой дом. Наверное, это такая шутка.

Роскошный куст гортензии. Маша постоянно восхищалась: гортензия у нас в горшках растёт, а тут огромные кусты.

Утром проснулись, распрощались с морем и отправились в одну из лучших поездок: дождя не было, за день проехали всего около 45км. Теперь мы едем на север, возвращаясь в Ренн.

В середине пути посетили прекрасный зоопарк Бранфере.: животные гуляют по своим тропам, огромная территория. Везде лежат и сидят валлаби. Их можно кормить, это мило.

К вечеру добрались до Рошфор-ан-Терр: типичная "прелестная деревенька, утопающая в цветах". Заодно наконец-то добрались до ржаных (ред.: всё же гречневых) блинов с начинкой.

Вспомнил несколько вещей:

1. Блинов много, они везде: в магазинах продают готовые, повсюду полно блинных. Я бы даже сказал, что блинных многовато. Блины есть пшеничные, а есть гречневые (галеты).
  2. Почему-то во всех кемпингах только пенсионеры. Молодёжь я если и видел, то очень редко. Если со студентами и школьниками ещё понятно - они учатся в июне, то где люди 25-40 лет - не ясно.
  3. Тут в июне ещё цветут яблони, что очень странно: климат очень мягкий, уже давно лето, рожь спеет. Более того, все яблони, которые мы видели, выглядят крайне уныло и забито. Не совсем понятно, как же тогда Бретань стала сидровым краем.

16 июня: Рошфор-ан-Терр - Пампон

Вырулили на лучшую велодорожку: очевидно, это старая железная дорога, которую решили сейчас превратить в велодорожку. На пересечениях с дорогой до сих пор стоят дома смотрителей.

Дорога ровная, как стрела. Никаких особых подъёмов - на идёт прямо сквозь выдолбленные холмы. Шикарно, мы там гнали.

Заехали в Малеструа и нашли местную нугу. Маша в восторге.

Продавец всё рассказал и показал. Местная нуга делается с лавандовым мёдом, поэтому не липнет к зубам.

Шикарная штука со вкусом мёда.

Монтелимар находится на юге Франции.

Мы планировали, но не смогли заехать в Редон, который известен своей нугой. Поэтому рынок в Малеструа оказался очень кстати.

Интересный городок.

Много всяких резных голов и странных персонажей.

Это часть росписи в соборе. Забавно, что чудо-юдо-зверь "слон" изображён среди действительно мифических персонажей вроде кентавров.

После велодорожки из железнодорожных путей мы свернули тоже на простую дорожку вдоль канала. Очень удачный маршрут.

Мы обедаем-с.

Впервые вижу, как шлюзуется катер. Задумался, что путешествие по каналу - штука очень медленная. Ведь шлюзы расположены очень часто, через каждые несколько километров.

Классика невезения: я всё же проколол колесо. И сразу после этого пошёл дождь. Выданный ремкомлект из аэрозоля и одного баллона с газом показал свою полную бесполезность. Ситуация была немного патовой: до Пампона ещё 20км, уже 6 часов вечера. Я уже прикинул, что мы пойдём пешком и прибудем после заката.

Случилось очередное невероятное: зашли в ближайшую деревню Лойат, а там заметили кемпинг с прокатом велосипедов.

Владелец кемпинга, англичанин Кейв, подхватил велосипед, принялся его раскручивать. Оказалось, что в колесе стояла камера большего размера, согнутая как раз около дырки (не лучшая подготовка велосипеда, который выдаётся в двухнедельную поездку, парень из проката слегка схалтурил). В итоге Кейв заменил камеру и пожелал удачи. Как он тогда сказал "мне тоже когда-то помогли, вот и я помогаю". Это просто невероятно само по себе. Ко всему прочему, его жена - из Ижевска.

Так, слегка ошарашенный, я покатил дальше по дороге, где собирался уже идти пешком. И тут, после невероятного спасения, оказалось, что случайности не закончились. Дело в том, что по приезде купил местную SIM-карту от оператора Orange (как я уже говорил, худшей скорости Интернета я ещё не видел). При покупке надо было заполнить регистрационную форму, приложить копию паспорта и отослать в прилагаемом конверте. Иначе оператор грозил выключить номер через 8 дней. Разумеется, я сразу отправил письмо. И несколько дней подряд Orange присылал уведомления: "подумайте о регистрации". Я-то был уверен, что во Франции письмо дойдёт за 8 дней.

И вот, за час до заката, когда мы стояли посреди неизвестных полей с бурёнками, Интернет резко исчез. Ругался я ещё больше, когда оказалось, что телефон поддержки платный, аж €0.37 за минуту. Причём, работает он с понедельника по субботу с 8 до 20 часов.

Я лишь примерно представлял, где мы находимся, потому что при поездке с GPS думать вообще не о чем. Пришло время доставать старый добрый компас и двигаться наугад. И вкручивали педали мы очень и очень усердно посреди красивого заката.

17 июня: Пампон - Ренн.

Посчастливилось подъехать к ветряку.

Здоровый пропеллер, внушительный символ будущего.

Последние и самые любопытные коровы.

Мы в квартире у Фабьен. Велосипеды сданы, палаточные почёвки позади. Счастье и безумие.

У Фабьен прекрасный вид с балкона: балконы в доме чередуются и стоят на углу. Так что угол обзора невероятный, а сверху открытое пространство в 2 этажа. Так что подходить к краю действительно страшно.

Вдалеке видны те самые ветряки, которые мы проезжали утром. Такой вот обзор.

Лихой был день: постоянно лил дождь, мы мчались к Ренну, чтобы сдать велосипеды и обсохнуть. Мокро, холодно, я слегка простыл. Постоянно держались около автострады, то приближаясь, то удаляясь. Один раз даже по ошибке вылезли на автостраду, где нам сигналили проезжающие машины. Я нашёл параллельную дорогу и мы перетаскивали велосипеды через канаву.

Отдали велосипеды Пьеру, он был немного печален, мне кажется: грязные, скрипучие, сумки ещё больше порваны (хотя и так не были новыми). Он всё повторял "c'est ferré".

Из смешного: Orange утром поздравил, что моя регистрация прошла. Это когда я уже их проклял и скачал в кемпинге карту  на телефон.

18 июня: возвращение в Париж.

При прибытии в Париж у нас была пара часов свободного времени. Мы сбросили багаж на вокзале и пошли, конечно, к Эйфелевой башне.

В принципе, тут уже цель достигнута: вон она торчит. Но решили подойти ближе.

Проспект Брето и музей Родена.

В Париже 302 станции метро. Не удивительно, что под каждую не строят отдельные павильоны.

Дошли.

Как инженерное сооружение Эйфелева башня была, конечно, прекрасна. В 19-м веке.

Конечно, не самый распространённый ракурс: обычно отходят в другую сторону Марсового поля.

Из-за чемпионата всё Марсово поле перегорожено не слишком радостными заборами.

Зато выступление болельщиц!

Это очень смешно: "знай наших!".

Строится "Русский духовно-культурный центр". Место роскошное: набережная Сены, недалеко Марсово поле, чуть дальше за Сеной - Лувр.

Сена. Недавно было наводнние, сейчас она ещё несётся, как горная река.

Самолётное.

Летим домой.

1. Ехать на метро с аэропорта было бессмысленно: такси стоит €30 (до Орли, но не суть). Без давки и пересадок.
  2. Купил бутылку пастиса. С такой радости потерял обе пенки вместе с ремнями ручной работы. Очень, очень жаль: одна из пенок со мной всю мою походную жизнь, ей лет 10 было.
  3. Самолёты - неплохой уравнитель. Можно быть сказочно, безумно богатым, отгораживаясь от окружающих и демонстрируя своё величие всевозможными способами. Можно выбирать дорогих врачей, дорогие рестораны, купить катер и дома на Крестовском. Но до личного бизнесджета дотянуть смогут очень немногие. А потому, хоть вы каждые выходные летаете на Майорку, вы будете приходить в тот же аэропорт, стоять в соседней очереди на сдаче багажа и сидеть в том же самолёте. И чуть большее кресло - довольно жалкое отражение великих амбиций.

По прилёте в Петербург Orange в очередной раз рассмешил: поздравил меня с тем, что я прибыл в Россию, страну с 4G (ещё бы, не деревня же). И объявил цены на роуминг: например, 1Мб трафика стоит €13,31.