Кстати, спасибо "Наблюдателям Санкт-Петербурга". Без их поддержки не было бы  освещения происходящего на выборах. Я бы вылетел на ранних этапах этого увлекательного приключения, не получив и малой доли впечатлений.

Досрочные выборы

Досрочные выборы - это когда избиратели очень хотят проголосовать, но в день выборов сделать этого не могут. В конце концов, 14 сентября - это было воскресенье, день для поездок и сбора урожая.

Реальность же состоит в том, что неведомая абсурдная машина заставляет одних людей принуждать других людей к походу на участок и голосовании за "нужных кандидатов". Я не уверен, что у этого процесса есть реальная чёткая вертикаль управления. Скорее, это самоорганизующаяся модель, сотканная из невыносимой трусости с одной стороны и желания услужить любой ценой - с другой.

На участки тащились толпы "бюджетных работников" из школ, больниц, детских садов. Например, лично мне известный пример из жизни работников детского сада около Кирочной улицы: их "вынудили" идти и голосовать "известно за кого". Никакой официальной нормы вроде "не пошёл - уволили" не существует и быть её не может. Да и потом, чем рискует воспитатель одного из бесчисленных детских садов, получающий не слишком-то большую зарплату, рассчитанную по фиксированной "сетке"? Увольнением?

Отдельный вопрос - контроль "правильности" голосования: как это проверить? Даже при том, что конверт с бюллетенем не запечатывался (что является нарушением), их что, будут при всех открывать и зачитывать?

Но они шли: шли и голосовали! Причём, одна из воспитателей утверждала, что профорг (!) ей пригрозил увольнением (!) за неявку на участок. На минуточку, "профорг" - это человек, реализующий задачи профкомитета, который отстаивает права сотрудников.

Можно было просто не идти, что и делали более редкие, кстати, представители из того самого детского сада: абсолютно просто и без последствий.

Я же на досрочных выборах представлял электронное СМИ "Наблюдатели Петербурга". Поэтому ходил с видеокамерой, проштудировав законы насчёт видеосъёмки вообще и прав журналистов. Ну, поехали... :)

Это ТИК №1, Адмиралтейский район. Аж 3 УИК'а, раскиданных по двум смежным комнатам и центральному залу. В соседнем зале, как я догадываюсь, - концерт. Что само по себе сомнительная затея при проведении выборов.

Ещё мы видим призыв "не снимайте". Позже та же женщина накинулась на меня с требованием не снимать, потому что там "документы строгой отчётности" и что "не снимайте, это нарушает мои личные права; не больше XX% лица в кадре". Я повторюсь, что законы о фотографии я читал: нет никаких запретов на съёмку. Есть запрет на публикацию записей личной жизни. Но публичное место в день публичного мероприятия - совсем не "личная жизнь". Более того: даже "личная жизнь" может быть опубликована, если в этом есть публичный интерес (а он, разумеется, был).

Подошёл тогда полицейский, но ничего не понял и отошёл.

Но событием для меня стало общение с Левиным Михаилом Константиновичем. Вот такой скриншот был по ссылке http://www.admiralokrug.ru/organy-mestnogo-samoupravleniya/izbiratelnaya-komissiya:

Дело в том, что на досрочном голосовании процедура такова:

  1. Проголосовавший бюллетень складывается и вкладывается в чистый конверт.
  2. Конверт заклеивается.
  3. На место склейки ставятся печать и подписи 2 членов комиссии.

Это довольно однозначно описано в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав", ст.65, п.8:

Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.

Кажется однозначным, да? Но дело в том, что на многих избирательных участках пустые незапечатанные конверты уже были с печатью и подписями. И Левин лично мне доказывал, что это правильно:

Кто ж его разберёт, конечно: закон можно читать и так и эдак.

Снимать я, кстати, начал после того, как он обвинил меня в "извращённом понимании закона". При этом опять прозвучало "лицо не снимайте". Постойте, но ведь в законе нет ничего про лица? Впрочем, не важно.

Кстати, для фиксации происходящего я вызвал полицию: голос на том конце трубки заинтересовался, попросил подождать приезда наряда 15 минут. Соседнее отделение полиции было в соседнем доме (буквально), но через 20 минут мне позвонил некто и объявил: оказывается, это не дело полиции, это мне надо в ТИК идти. Разве полиция не занимается правонарушениями как таковыми?..

День выборов: атмосфера праздника

В день выборов в УИК№20 царила добрая, прямо таки домашняя атмосфера (https://www.wikiuiki.org/ik/78-uik-20):

Я не имею претензий к тому, чтобы три однофамильца оказались в одной комиссии: всякое бывает. Но идея  избирательных комиссий в непредвзятости за счёт сотрудничества потенциально соперничающих партий: именно поэтому в одной комиссии не может быть несколько человек от одной партии. "Корпус За чистые выборы", между прочим. Немного абсурдно, если припомнить реалии того дня.

Виктория Латерем и, как я понимаю, Абделькардер Латерем вручают цветы впервые голосующим:


Доверительность атмосферы дополнялась ещё и тем, что все мои требования (о выдаче копии протокола, о раздельном подсчёте голосов и т.п.) Виктория Латерем просто не брала, на словах обещая всё, что угодно.

Знакомство с Латерем началось с самого утра, когда она вдруг заявила, что я должен сидеть в отведённом для этого месте (хотя это и противоречит ст.29 того же ФЗ "Об избирательных гарантиях"). На мои сомнения и указание на нормы ФЗ она почему-то предолжила найти эту норму, сунув Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов". Т.е. передо мной стоял человек высшей квалификации.

Желание председателей ИК всё держать "в порядке" - вообще типично, на прошлых выборах я видел то же самое в совсем другом месте.

Вот вам смешная перевёрнутая агитация:

Агитация в день выборов запрещена, если что. И я не помню, чтобы видел эту агитку с утра. Видимо, кто-то пошутил.

Выездное голосование, "вы слишком медленно ходили"

Суть его в том: члены комиссии берут урну и идут по адресам тех, кто не может голосовать сам, - это исключительно старики.  Вот несколько ностальгических моментов:

Это я придирался к тому, что везде и всюду были размещены агитки "Команды успеха": всё та же команда, уже 12 лет работающая так, что многие (в том числе Сухарев и Рыжкова) подозревали там финансовые растраты. Впрочем, в суде растраты не подтверждались.

Соль же в том, что:

  1. Других агиток практически не было (ещё бы, если только пара оппозиционных кандидатов смогла пробиться через суд до выборов за несколько дней до выборов).
  2. Агитация в день выборов запрещена. Вся эта "малина" должна быть снята.

Небольшая пауза с котиками:

Самое же шикарное в выездном голосовании: работа по сбору подписей - очень долгая. Вы должны вручную обойти все адреса, позвонить в дверь. Вам откроет крайне пожилой человек, который крайне медленно проголосует. Мы за 3,5 часа успели обойти 11 адресов (по одному из которых нам даже не открыли). Таким образом, у нас было 10 пройденных людей. Однако, сразу после нашего выхода "ушла" урна №2, в которую за 4 часа набрали 70 (семьдесят) проголосовавших бюллетеней.

Я даже не буду говорить, мухлёж это или нет: вы сами всё понимаете. На мой же вопрос член "Корпуса За чистые выборы" Латерем Виктория Викторовна с улыбкой заявила: "Вы слишком медленно ходили".

Кстати, тут она опять не взяла моё требование о выдаче реестра проголосовавших вне помещения: там  должны быть указаны все адреса, подписи людей. Там была бы очевидная лажа, и я бы всё заметил. Разумеется, никакого реестра я не получил, т.к. "с ним продолжают работать". И "продолжали работать" с ним часа 2 ещё, не меньше.

Подсчёт голосов: как я опять полицию вызывал

ФЗ "Об основных гарантиях избирателей" мы все любим так, как ничто другое. В том числе, его ст.68.п.2:

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем — в органы местного самоуправления.

И ст.68.п.1:

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Короче, сразу после закрытия дверей в 20:00 начинается гласный подсчёт голосов.

У нас это было немного иначе: комиссия удалилась в отдельную комнату. В зале же остались скучающие полицейские и "пешки" в лице меня и других "бесправных членов ИК". Время шло, люди беседовали. Потом даже не беседовали. А в 22:30 я позвонил в полицию, сообщив о явном нарушении порядка подсчёта голосов.

Я позвонил в полицию из зала, где сидели сотрудники полиции. Вы поняли всё правильно: присутствующие защитники порядка никак не реагировали на происходящее: "Не буду я ничего делать", - так и сказал один из них.

Далее на пороге появился некто Конюхов Феликс Николаевич в сопровождении нескольких других тоже, вроде, полицейских. Конюхов - начальник 2 отдела полиции по Адмиралтейскому району. А заодно ещё хорошо известен тем, что почему-то часто появляется перед неугодными во время выборов, выпроваживая их на свежий воздух.

Короче, после моего объяснения ситуации и наигранного монолога Латерем на повышенных тонах Конюхов просто предложил ей "давайте мы его выведем". И меня вывели на улицу, где просто отпустили домой.

Фишка тут в том, что:

  1. Согласно ФЗ.ст.64.п.12:

    Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

    Иными словами, меня нельзя просто так вывести. Должно быть решение комиссии. Возможно, оно и было, только вот почему-то я не увидел копию решения, хотя и требовал.
  2. Как упомянуто выше, да и вообще из сути работы полиции, нет такого понятия как "вывел": если меня привлекают к ответственности, то составляется протокол. Я же ушёл домой.

Такие дела.

Послевыборное

Требование выписки из КУСП

КУСП - это книга учёта сообщений о преступлениях. Каждый звонок в полицию - это запись в КУСП и указание, что было предпринято. Даже если вызов был ложный, должна быть бумажка. И тут-то возникает интерес: я бы хотел узнать, что там произошло с моим вызовом.

Выписку из КУСП каждый имеет право запросить, сейчас это можно сделать прямо через сайт МВД. Что я и сделал.

К моему удивлению, через некоторое время на обычный мобильный телефон мне позвонил некий дознаватель М.И., которая пригласила меня для дачи какого-то "объяснения". которое нужно, чтобы выдать мне выписку из КУСП. Нужно понимать, что отделение полиции - это не клуб друзей, туда ходят исключительно по делу после получения повестки. Да и объяснить, как связаны "объяснение" и выписка дознаватель как-то затруднялась. Но обещала.

Прийти мне не удалось, на что я получил ещё один звонок. В ходе которого я выяснил, что на "повестку нет времени", что "у нас поменялась система КУСП", и что, оказывается, никто и не обещает выдать выписку, она просто хочет с меня "объяснение". Хватило просто отказа и уверения, что 30 дней от момента подачи моего заявления уже пошли: на следующий день мне на почтовый ящик исправно пришла выписка из КУСП (правда, в ней не было указано, что ж они предприняли по звонку гражданина).

Столь неформальное общение с УМВД меня удивило: по телефону, без повесток, с довольно сбивчивой формулировкой. Всякое бывает, конечно.

Жалоба в СПбИК на УИК

Иерархия такова: Избирательная комиссия Санкт-Петербурга, затем районные комиссии (Территориальные ИК), затем участковые ИК, которые и отвечают за работу на конкретных участках для голосования.

Одна из "гримасс бюрократии", о которой почти забыл:

  1. Я подал жалобу на работу УИК в СПбИК.
  2. Они её автоматически направили в ТИК по Адмиралтейскому р-ну.
  3. Из ТИК пришёл ответ, сводящийся к тому, что ТИК запросила членов УИК о нарушениях. Члены УИК не нашли нарушений в работе членов УИК. Об этом мне и сообщили в письме.

Без комментариев.

В заключение

Результаты выборов

В МО "Сенной округ" полным составом вышла "команда успеха". В числе прочих там оказалась даже какая-то студентка: кто она, в чём её заслуги или хотя бы потенциал - не ясно. Зато она была на агитках, она же в списке кандидатов была отмечена правильной формулой "место работы: МО Сенной округ".

Благодарность от "выбранных вновь депутатов" (http://sennoy-okrug.ru/info.php?n=322):

К слову, текущее положение дел в МО "Сенной округ" действительно устраивает многих.

Бардак

В общем и целом, "выборы" мне показались довольно бессмысленной затеей. И дело не в Латерем или её детворе, не в Конюхове или дознавателе: никто из них не сбежал из бестиария, у всех есть свои идеи и ценности. И даже та студентка - ведь выбрали её, выбрали. Бардак с выборами очевиден.

Я приберёг ещё несколько наблюдений о бардаке в головах. Одним списком:

  1. Кто были все эти кандидаты, ради которых нужно было поддерживать объективность выборов? Я узнал о нескольких из них в день голосования. Почему я должен был их выбрать? Если бы я был очень любопытным, я бы посмотрел в список кандидатов, но напротив их фамилий была ничем не интересная биография. Не забывайте, что МО - это мелкое такое образование вроде "клуб любителей своего двора". Избранный депутат тут же принялся бы делать что-то для своего квартала? До этого он что, стеснялся? Я обитаю некоторое время в этом самом МО "Сенной округ" и ни разу не заметил присутствия этих "кандидатов". А они могли бы выступать с инициативами, обращаться в тот же МО с предложениями.
  2. Запомнилась мерзкая атмосфера на участке: полицейские всерьёз обсуждали меня за спиной: "у них же своя задача", "он больной, что ли". Та самая пропаганда, которая делит всех на "своих" и "чужих" уже работает, пусть не в самых пытливых умах. Это неприятно: я же присутствовал для того, чтобы защитить права избирателей, для их же блага.
  3. Подавляющее число пришедших на избирательный участок даже не смотрит на список кандидатов: они просто берут бюллетень, заполняют, кидают, уходят. Кстати, к чему это ближе: к волеизъявлению гражданина или к коленопреклонению перед приехавшим господином?
  4. Я, как и многие участники выборов, просто не понимаю, какие есть реальные рычаги давления. Всё, что мы знаем, это что нужно писать требования или жалобы, которые никто не принимает, что обращаться в полицию, которая нас же и выводит, что можно даже в суд подать. Но с какой перспективой? Никого никогда не наказывали. Как наказать-то? И что делать с результатами: устроить перевыборы?